Результаты высокодозной химиотерапии с трансплантацией аутологичных стволовых клеток у пациентов с рассеянным склерозом

В последние годы высокодозная химиотерапия с трансплантацией кроветворных стволовых клеток (ВДТ+ТКСК) получила признание как один из самых эффективных и перспективных методов лечения рассеянного склероза. В статье А.А. Новика и соавторов, опубликованной в официальном журнале Международного общества клеточной терапии (ISCT) Cytotherapy, приводятся данные об отдаленных эффектах ВДТ+ТКСК у двух больных рассеянным склерозом, у одной из которых наблюдалась вторично-прогрессирующая форма заболевания, а у другой - ремитирующая. В результате проведенного лечения в первом случае была достигнута стабилизация заболевания, а во втором - значительное улучшение. Обе пациентки после проведения ВДТ+ТКСК не получали какой-либо иммуносуппрессивной или иммуномодулирующей терапии. Особого внимания заслуживает то факт, что ВДТ+ТКСК привела к значительному улучшению качества жизни в обоих случаях. Результаты исследования показали, что ВДТ+ТКСК является перспективным методом лечения рассеянного склероза, а измерение параметров качества жизни - эффективным методом оценки отдаленных результатов лечения пациентов с рассеянным склерозом.

Novik AA, Ionova TI, Bisaga GN, Kishtovich AV, Fedorenko DA, Ivanov RA, Gorodokin GI. / Clinical and quality of life responses to high-dose chemotherapy plus autologous stem cell transplantation in patients with multiple sclerosis: two case reports. // Cytotherapy. - 2005. - Vol. 7. - P. 363-367.