ЛИМФОМЫ, книга для больных и их близких   ЛИМФОМЫ, книга для больных и их близких

Каким образом работает иммунная система?

Две сосудистые системы (кровеносная и лимфатическая) доставляют иммунные клетки к тканям и органам. Большинство людей знакомы с системой кровообращения, по которой клетки крови транспортируются из сердца в легкие, чтобы забрать кислород и затем через разветвленную сеть артерий донести его ко всем тканям тела. Красные кровяные тельца (эритроциты) доставляют кислород и питательные вещества в ткани и в тоже время избавляют организм от углекислого газа и токсичных соединений, образующихся при обмене веществ. Отходы и токсины доставляются в печень, где они разрушаются и далее выводятся через почки, а углекислый газ транспортируется обратно по венам в легкие, где обменивается снова на кислород. Помимо этой функции по доставке кислорода и удаления ненужных веществ, кровь также несет лейкоциты (белые кровяные тельца), в которые входят лимфоциты и другие клетки, а также множество белков, которые важны для свертывания крови.

Однако большинство людей мало знают о другой сосудистой системе, так называемой лимфатической системе, которая играет важную роль в поддержании нормального состояния иммунной системы в целом. Лимфатическая система транспортирует лимфу - белесоватую жидкость, содержащую лимфоциты, которые с помощью лимфатических сосудов разносятся по всему телу.

Изначально лимфоциты появляются в костном мозге, после чего они попадают в систему кровообращения и лимфатические протоки, далее в лимфатические узлы и/или вилочковую железу, а затем через лимфатические протоки вновь возвращаются в кровообращение. Лимфатические протоки, которые связывают лимфатическую систему воедино, представлены крошечными, хрупкими сосудиками, которые доставляют лимфу обратно к сердцу. Обычно лимфатические протоки расположены рядом с венозными сосудами, которые также переносят кровяные тельца из различных частей организма в сердце.

Лимфатические протоки соединяют друг с другом лимфатические узлы, в которых лимфоциты впервые сталкиваются с чужими белками (антигенами). Когда лимфоцит распознает чужой белок, он посылает сигнал другим лимфоцитам, что нуждается в помощи, чтобы организовать иммунную реакцию, которая смогла бы уничтожить чужеродный белок. Лимфоциты накапливаются в различных частях организма и, сталкиваясь с чужими белками, вырабатывают химические вещества, которые должны защитить организм от инородного вторжения.

Если у Вас когда-нибудь была ангина или тонзиллит, заболевания, при которых увеличиваются и краснеют миндалины (которые также являются лимфатическими органами), тогда Вы уже пережили на собственном опыте процессы, связанные с активной борьбой лимфоцитов с инфекцией. Нет ничего необычного в том, что во время серьезных инфекций лимфатические узлы и миндалины увеличиваются в размерах и могут быть болезненными. Это лишь отражение защитной реакции организма на развившуюся инфекцию.

С помощью подобных реакций иммунная система пытается ограничить распространение инфекции. Лимфатические узлы расположены по всему телу, когда же они увеличиваются, то их можно почувствовать на шее, в области подмышек и паха. Скопления узлов также могут появиться внутри грудной клетки, обычно между легкими, или в области живота, где они часто располагаются за крупными сосудами: аортой и нижней полой веной.

Селезенка - это важный орган иммунной системы, который работает как очень большой лимфатический узел. Находится она под левым нижним ребром и имеет размеры примерно с кулак взрослого человека. В селезенке находится много лимфоцитов. Некоторые инфекционные заболевания, такие как инфекционный мононуклеоз и малярия, могут привести к значительному увеличению селезенки. В таких случаях врач может прощупать селезенку в левой половине живота. У здорового человека селезенка не прощупывается. При некоторых заболеваниях требуется удаление селезенки. При участии опытного хирурга эта операция в подавляющем большинстве случаев выполняется успешно. После удаления селезенки человек может жить нормальной жизнью, уделяя чуть больше внимания вопросам профилактики инфекционных заболеваний.

Итак, иммунную систему человека можно представить как хорошо "организованную армию", главной задачей которой является защита организма от вторжения чужеродных агентов. Лимфоциты формируют "подразделения быстрого реагирования". Их продукция и обучение происходят в костном мозге и в вилочковой железе. Они контролируют все события в тканях, быстро попадая в самые отдаленные участки тела, используя возможности лимфатической и кровеносной системы. "Полем боя" являются лимфатические узлы, миндалины, селезенка и многие другие ткани.