ЛИМФОМЫ, книга для больных и их близких   ЛИМФОМЫ, книга для больных и их близких

Что такое лимфоциты?

Лимфоциты - это группа клеток, которые относятся к одной из разновидностей лейкоцитов (остальные виды лейкоцитов описаны в таблице 1). Два наиболее важных типа лимфоцитов - это В- и Т-лимфоциты, играющие различную роль в реакции иммунной системы при уничтожении чужеродных белков (антигенов).

Таблица 1. Описание клеток крови.

ВИД КЛЕТОК КРОВИ ОПИСАНИЕ ФУНКЦИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
КРАСНЫЕ КРОВЯНЫЕ
ТЕЛЬЦА
Эритроциты Плоские диски с небольшим углублением посредине, не имеют ядра, содержат гемоглобин. Перенос кислорода (O2) и углекислого газа (CO2). Около 120 дней.
БЕЛЫЕ КРОВЯНЫЕ ТЕЛЬЦА (ЛЕЙКОЦИТЫ)
Г
р
а
н
у
л
о
ц
и
т
ы
Нейтрофил
Сферическая клетка с множеством разделенных ядер, розовато-фиолетовыми зернышками в цитоплазме, не содержит гемоглобин. Клеточная защита - фагоцитоз мелких микроорганизмов. От нескольких часов до 3 дней.
   Эозинофил
Сферическая клетка с двойным ядром, красновато-оранжевыми цитоплазматическими зернышками, не содержит гемоглобин. Клеточная защита - фагоцитоз крупных микроорганизмов, например, паразитических червей. Выделяет противовоспалительные субстанции при аллергических реакциях. От 8 до 12 дней.
    Базофил
Сферическая клетка обычно с двойным ядром, крупными фиолетовыми цитоплазматическими зернышками, не содержит гемоглобин. Участвует в воспалительной реакции - содержит гранулы, которые выделяют химические вещества, усиливающие противовоспалительную реакцию. От нескольких часов до 3 дней.
А
г
р
а
н
у
л
о
ц
и
т
ы
 Моноцит
Сферическая клетка с одним ядром, имеющим форму почки, не содержит цитоплазматических зерен. Вне сосудов превращается в макрофаг - крупную клетку, которая захватывает микроорганизмы и другие инородные вещества. От нескольких дней до нескольких месяцев.
    В-лимфоцит
Сферическая клетка с круглым ядром, не содержит цитоплазматических зерен. Участвует в реакциях иммунной системы и регулирует продукцию антител. Иногда участвует в аллергической реакции. От нескольких дней до нескольких лет.
    Т-лимфоцит
Сферическая клетка с круглым ядром, не содержит цитоплазматических зерен. Участвует и регулирует иммунную реакцию; отвечает за клеточную иммунную реакцию. От нескольких дней до нескольких лет.
ТРОМБОЦИТЫ Тромбоциты Клетки неправильной формы, с очень маленькими розовыми гранулами. Контроль свертывания крови или коагуляция. От 7 до 10 дней.

В-лимфоциты имеют такое название из-за органа, в котором они появляются у зародыша цыпленка. Этот орган называется сумка Фабрициуса - Bursa Fabricious. У человека нет подобного органа. В-лимфоциты у человека производит костный мозг, однако общебиологическое название сохранилось. Т-лимфоциты названы так из-за тимуса, который играет важную роль в их развитии. Т-лимфоциты также, как и В-лимфоциты производятся в костном мозге. Потом они циркулируют по всему организму, используя как кровеносные, так и лимфатические сосуды. Т- и В-лимфоциты выглядят идентично. Различить их под микроскопом можно, лишь добавляя специальные реактивы, позволяющие определить вид или количество молекул белков на их поверхности. Только в специализированных лабораториях можно выделить разные виды лимфоцитов. При лимфомах наблюдается избыточная продукция лимфоцитов и накопление их в лимфатических узлах, что приводит к увеличению размеров лимфатических узлов.