Болезнь Крона, трансплантация стволовых клеток   Болезнь Крона, трансплантация стволовых клеток

АУТОЛОГИЧНАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СТВОЛОВЫХ КРОВЕТВОРНЫХ КЛЕТОК ПРИ БОЛЕЗНИ КРОНА - ОПИСАНИЕ 5 СЛУЧАЕВ.

Jian Ouyang и соавт.,
ASH, 2006

В настоящее время для лечения болезни Крона широко используют глюкокортикоиды, иммуносупрессанты и биологические агенты. Все эти лекарственные средства устраняют симптомы заболевания, но не излечивают его. У 70 % больных необходимо проведение оперативного вмешательства.

Авторы приводят 5 случаев (3 мужчин и 2 женщины) болезни Крона, по поводу которой была выполнена аутологичная трансплантация стволовых кроветворных клеток, начиная с 2004 года. Диагноз болезни Крона был подтвержден с помощью эндоскопического и гистологического исследований.
Средний показатель активности болезни Крона (CDAI индекс) составлял 213 баллов (от 170 до 258), а средний интервал между временем постановки диагноза болезни Крона и проведением трансплантации стволовых кроветворных клеток был 63 месяца (от 63 до 132). У всех пациентов имели место различной выраженности симптомы: диарея и абдоминальный болевой синдром, у одного больного пальпировалось опухолевое образование 6х7 см в области живота, у другого заболевание осложнилось пузырно-ректальной фистулой. До трансплантации стволовых кроветворных клеток больные получали лечение глюкокоритокоидами, сульфосалазином, циклофосфаном, однако полного контроля над симптомами заболевания установить не удавалось.

Мобилизация стволовых клеток проводилась с использованием циклофосфана в дозе 2г/м2 в течение 2-х дней и КСФ в дозе 5-10 мкг/кг, начиная с 5-го дня. Лейкоферез начинали после того как уровень лейкоцитов превысил 5,0 109/л. У двух больных количество забранных CD 34+ клеток составило более 4 106/кг. У этих больных была проведена очистка стволовых клеток с помощью аппарата ClinMACs. У двух других больных количество забранных стволовых клеток составило 1,3 106/кг и 2,8 106/кг, соответственно; клетки в последствии сохраняли при температуре - 80о. У одного больного не удалось получить адекватного количества стволовых клеток и в дальнейшем была проведена трансплантация костного мозга.
Кондиционирование в одном случае проводили по схеме МС (циклофосфан 60 мг/кг в дни -2, -1 и мельфалан 140 мг/м2 в день -2), в остальных циклофосфаном 50 мг/кг в течение 4-х дней. Двум из трех больных, которым не проводилась очистка CD34+ клеток in vitro, вводился кроличий антитимоцитарный глобулин в дозе 5 мг/кг в дни -2 и -1. Среднее количество введенных CD34+ клеток было 1,4 106/кг (диапазон от 1.3 106/кг до 2.8 106/кг). Восстановление уровня нейтрофилов >0.5 109/л наблюдали в дни +10- +12, уровень тромбоцитов >20 109/л определяли в дни +9 - +11. В период нейтропении у всех больных возникала лихорадка, продолжительность которой составляла от 1 до 3 недель.

После трансплантации стволовых кроветворных клеток двое больных получали преднизолон в дозе 10 мг в день в качестве поддерживающей терапии, у 3-х больных кортикостероиды были отменены. У 4-х больных отсутствовали абдоминальный болевой синдром и диарея в течение последующих 3-х месяцев, а у одного больного - в течение 1 года. Через 3 месяца после трансплантации стволовых кроветворных клеток средняя прибавка веса больных составила 11,2 кг (от 3 до 20 кг). Средний срок наблюдения составил 16 месяцев. У 2-х больных ремиссия в течении болезни Крона сохраняется в настоящее время. У одного из этих больных опухолевое образование в брюшной полости уменьшилось с 6х7 см до 5х5 см и впоследствии было удалено хирургическим путем спустя 19 месяцев после трансплантации стволовых кроветворных клеток, после чего пациент остается в ремиссии.

Трансплантации стволовых кроветворных клеток является новым методом лечения болезни Крона. Эффективность данного подхода требует дальнейшего изучения.

Jian Ouyang, Longdian Chen, Bing Chen, Jingyan Xu, Cuiping Li, De Pei Wu Autologous Hematopoietic Stem Cell Transplantation for Crohn s Diseases 5 Cases Report/ ASH 2006, Session Type: Publication Only