Болезнь Крона, трансплантация стволовых клеток   Болезнь Крона, трансплантация стволовых клеток

АУТОЛОГИЧНАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК ПРИ БОЛЕЗНИ КРОНА

C. Annaloro и соавт.,
33 rd EBMT, 2007 г.

В доступной литературе имеется относительно немного данных, касающихся применения аутологичной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток для лечения болезни Крона. Результаты этих немногочисленных работ можно считать обнадёживающими.

Авторы представляют собственные данные по лечению 4 пациентов с болезнью Крона, которым была проведена аутологичная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток: трое мужчин в возрасте 26, 28 и 45 лет, и одна женщина в возрасте 35 лет. У всех больных индекс активности заболевания составлял более 200; заболевание было рефрактерно, по крайней мере, к 4 линиям стандартной терапии, включавшей салицилаты, кортикостероиды, азатиоприн и инфликсимаб. Болезнь Крона манифестировала как рецидив периректальных абсцессов у всех четырёх больных, а у двух из них имела место рефрактерная тонкокишечная кровопотеря, требовавшая регулярных гемотрансфузий.

Забор стволовых клеток проводили после мобилизации циклофосфамидом 1,5 г/м2 и Г-КСФ 10 мкг/кг. Кондиционирующий режим включал циклофосфамид 50 мг/кг в дни с -5 по -2 и кроличий антитимоцитарный глобулин 2,5 мг/кг в дни с -4 по -2. После инфузии стволовых кроветворных клеток ростовые факторы не использовали. У всех больных были эпизоды фебрильной лихорадки; никому из больных проведения эмпирической противогрибковой терапии не потребовалось. У одного больного имел место геморрагический цистит, разрешившийся после массивной внутривенной гидратации. Восстановление уровня тромбоцитов выше 50х 10 9/л произошло на 9 или 10 дни после трансплантации, а уровня нейтрофилов выше 0,5 х 10 9/л на 10, 11, 12 и 13 дни.

После восстановления показателей периферической крови у всех пациентов была констатирована ремиссия в течении болезни Крона. Новых симптомов заболевания зафиксировано не было. Тонкокишечное кровотечение рецидивировало у одного больного спустя месяц после трансплантации, но рецидива периректального абсцесса у данного больного не было отмечено в течение 12 месяцев наблюдения. У остальных трех больных сохранялась ремиссия в течение 3, 7 и 8 месяцев после аутологичной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток.

Авторы делают вывод о том, что трансплантация стволовых клеток позволяет достичь, по крайней мере, временной ремиссии при тяжелой болезни Крона, рефрактерной к стандартным методам лечения. Авторы также пишут о том, что пока не ясно, свидетельствует ли ранний рецидив у одного больного после трансплантации о плохом прогнозе заболевания в данном случае, и можно ли сейчас говорить о "безрецидивной выживаемости" у остальных больных с учетом малого периода наблюдения. Авторы предполагают, что аутологичная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток найдет свое место в лечении болезни Крона, по крайней мере, в группе больных с тяжелой, рефрактерной формой заболевания.

C. Annaloro, F. Onida, P. Usardi et al. Autologous stem cell transplantation in Crohn's disease// Bone Marrow Transplantation, Vol. 39, Supl. 1, p. 96.