Трансплантация стволовых клеток, ревматоидный артрит   Трансплантация стволовых клеток, ревматоидный артрит

Аутологичная трансплантация стволовых гемопоэтических клеток при тяжелом ревматоидном артрите по данным Европейской группы трансплантации костного мозга и стволовых клеток (EBMTG) и Регистра аутологичных трансплантаций костного мозга (ABMTR).

Snowden J.A., Passweg J, Moor J.J., Cannell P, Tyndall A. at all.

Аутологичная трансплантация стволовых гемопоэтических клеток (трансплантация собственных стволовых клеток пациента), как метод лечения тяжелых форм ревматоидного артрита применяется с 1996 г. В 2004 году в ABMTR было зарегистрировано 76 больных (74% женщины и 26% мужчины) ревматоидным артритом из 15 медицинских центров Европы, которым была проведена высокодозная химиотерапия с трансплантацией гемопоэтических стволовых клеток. Средний возраст больных, получивших трансплантацию стволовых клеток, составил 42 года, а медиана длительности заболевания 5 лет (от 2 до 9 лет).

Положительный ревматоидный фактор определялся у 85% больных. Высокодозная иммуносупрессивная терапия с применением циклофосфана проводилась 62 больным, 6 больным дополнительно вводили антитимоцитарный глобулин, 2 больным циклофосфан с миелосаном, и одному больному наряду с циклофосфаном выполняли тотальное облучение тела. Один пациент получал флюдарабин с антитимоцитарным глобулином. Мобилизация (стимуляция выхода стволовых клеток из костного мозга в периферическую кровь) стволовых гемопоэтических клеток проводилась по стандартным протоколам с применением циклофосфана и колониестимулирующих факторов, у некоторых больных только с помощью колониестимулирующих факторов. Удаление Т-лимфоцитов из концентрата периферических стволовых клеток крови проводили 28 больным. Средний промежуток времени от забора периферических стволовых клеток крови до начала трансплантации составил 16 месяцев (3-55 месяцев). Ответ на терапию оценивали в соответствии с критериями Американской ревматологической ассоциации (ACR). Улучшение показателей по критериям АСR более чем на 50% и длительностью более 6 месяцев после трансплантации отмечено у 49 больных (67%). Интересен факт, что у больных, у которых в разные сроки после трансплантации наступало обострение заболевания, эффективность вновь назначенных противоревматических препаратов была выше, чем до трансплантации. Случаев летальных исходов при проведении трансплантации не было.

Заключение. Высокодозная иммуносупрессивная терапия с трансплантацией стволовых гемопоэтических клеток является эффективным методом лечения быстропрогрессирующих, тяжелых и резистентных (устойчивых) к стандартной терапии форм ревматоидного артрита, позволяющим более чем у 50% больных получить ремиссию заболевания, сохраняющуюся в течение года и более. У больных с рецидивом ревматоидного артрита или отсутствием эффекта от трансплантации стволовых клеток крови, ее проведение позволяет уменьшить количество и дозы применяемых препаратов, что снижает частоту тяжелых побочных эффектов и улучшает качество жизни больных. Для уменьшения вероятности рецидива заболевания после трансплантации представляется целесообразным продолжить исследования по применению препаратов группы антител к фактору некроза опухоли в качестве поддерживающей терапии.

"The Journal of Rheumatology", 2004 Mar; 31(3): 482-488.