Острый лимфобластный лейкоз - лечение   Острый лейкоз, лекарственная терапия

Wierzbowska A и соавт.,
Eur J Haematol., 2007 г.

Кладрибин в комбинации с высокими дозами цитарабина, митоксантроном и Г-КСФ (CLAG-M) - эффективный режим "спасения" больных в рецидиве или с рефрактерной формой острого миелоидного лейкоза.

Больные с первично рефрактерным острым миелоидным лейкозом или с ранним рецидивом заболевания относятся к группе неблагоприятного прогноза. Такая категория больных нуждается в новых лечебных подходах. Пуриновые аналоги флударабин и кладрибин повышают цитотоксический эффект цитарабина в клетках опухоли за счет ингибирования репарации ДНК. В настоящем сообщении авторы представляют окончательные результаты II фазы многоцентрового исследования эффективность и токсичность режима CLAG-M в лечении больных в рецидиве или с рефрактерной формой острого миелоидного лейкоза.

Индукционная химиотерапия включала кладрибин в дозе 5 мг/м2, цитарабин 2 г/м2, митоксантрон 10 мг/м2 и Г-КСФ. Следующий курс проводился при достижении полной ремиссии. Больные в полной ремиссии получали курсы консолидации высокими дозами цитарабина и митоксантроном в сочетании или без кладрибина. В исследование было включено 118 больных из 11 центров; у 78 до включения в исследование была диагностирована первично резистентная форма острого миелоидного лейкоза, у 40 - ранний рецидив. У 66 больных (58%) была достигнута полная ремиссия после одного или двух курсов CLAG-M, у 49 (35%) заболевание было рефрактерно к проводимой терапии, 8 (7%) пациентов умерло на начальных этапах лечения.

Уровень лейкоцитов более 100 х 10 9/л и возраст старше 34 лет были факторами высокого риска неудачи лечения. Основной токсичностью данного режима была гематологическая. Вероятность 4-х летней общей выживаемости составила 14%. Факторами, отрицательно влияющими на показатель общей выживаемости, были возраст, уровень лейкоцитов более 100 х 10 9/л и неблагоприятные цитогенетические маркеры.

Расчетная вероятность 4-х летней безрецидивной выживаемости для 66 больных в полной ремиссии была 30%. Отрицательным фактором в отношении безрецидивной выживаемости являлись только неблагоприятные цитогенетические маркеры. Авторы делают вывод о том, что программа CLAG-M является хорошо переносимым и эффективным режимом лечения больных в рецидиве или с рефрактерной формой острого миелоидного лейкоза.

Wierzbowska A, Robak T, Pluta A et al. Cladribine combined with high doses of arabinoside cytosine, mitoxantrone, and G-CSF (CLAG-M) is a highly effective salvage regimen in patients with refractory and relapsed acute myeloid leukemia of the poor risk: a final report of the Polish Adult Leukemia Group// Eur J Haematol. 2007 Dec 11