Системная красная волчанка, трансплантация стволовых клеток   Системная красная волчанка, трансплантация стволовых клеток

УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИИ ЖЕЛУДОЧКОВ И КЛАПАННОГО АППАРАТА СЕРДЦА ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ СТВОЛОВЫХ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ КЛЕТОК ПРИ СИСТЕМНОЙ КРАСНОЙ ВОЛЧАНКЕ.

Yvonne Loh и соавт.,
ASH 2006

Заболевания сердца у больных системной красной волчанкой, которым показана трансплантация стволовых кроветворных клеток, встречаются у 75% пациентов.

Авторы провели ретроспективный анализ данных о больных системной красной волчанкой, которым была выполнена аутологичаня трансплантация стволовых кроветворных клеток. Целью исследования было определение распространенности и спектра сердечной патологии, безопасности и эффективности трансплантации стволовых кроветворных клеток в отношении заболеваний сердца при системной красной волчанке. С апреля 1997 по январь 2006 года аутологичная трансплантация стволовых кроветворных клеток была проведена 55 больным системной красной волчанкой. Мобилиазация стволовых клеток проводилась с помощью циклофосфана (2 г/м2) и филграстима, вводимого подкожно.
Забор периферических кроветворных стволовых клеток проводили с помощью афереза после восстановления уровня нейтрофилов. У 51 больного кроветворные стволовые клетки были обработаны с помощью клеточного сепаратора Isolex с целью очистки стволовых клеток от примеси лимфоцитов, у 4-х больных указанная обработка не проводилась. Режим кондиционирования включал циклофосфан в дозе 200 мг/кг в течение 4-х дней и лошадиный антитимоцитарный глобулин (АТГ) в дозе 90 мг/кг в течение 3-х дней.
Реинфузию кроветворных стволовых клеток проводили спустя 36 часов после окончания введения циклофосфана в день 0. Подкожное введение филграстима начинали либо с дня 0, либо с дня +6 до восстановления уровня нейтрофилов.

У 40 больных до трансплантации стволовых кроветворных клеток были выявлены различные заболевания сердца, которые имели либо клинические проявления, либо определялись с помощью радионуклидных методов исследований или ЭХО-КГ. В указанной группе больных было 13 женщин, медиана возраста в момент проведения трансплантации стволовых кроветворных клеток составляла 39,8 лет (от 15,7 до 55,5 лет). Медиана показателя индекса активности системной красной волчанки (SLE Disease Activity Index) составляла 16 (от 10 до 35).
Спектр разновидностей сердечной патологии включал: патологию левого желудочка (n=6), легочную гипертензию (n=5), дисфункцию митрального клапана (n=3), выраженный перикардиальный выпот (n=1) и вовлечение коронарных артерий (n=1). Не было отмечено выраженной кардиальной токсичности и смертей по причине кардиальной патологии, либо связанных с самой трансплантацией стволовых кроветворных клеток. У всех больных с низкой фракцией выброса (от 25 до 47) наблюдали либо стабилизацию данного показателя в динамике, либо его увеличение. Медиана систолического давления в легочной артерии была 39 мм. рт. ст. (от 27 до 50). У 3 из 5 больных с легочной гипертензией наблюдали снижение давления после достижения ремиссии в течении системной красной волчанки.
Кроме того, у 2 больных с митральными пороками, достигших ремиссии после трансплантации стволовых кроветворных клеток, наблюдали отчетливое улучшение; у одного больного даже удалось отказаться от протезирования клапана, показания для проведения которого возникли до проведения трансплантации стволовых кроветворных клеток.

Авторы делают вывод о том, что достижение ремиссии в течении системной красной волчанки приводит к улучшению показателей у больных с систолической и клапанной дисфункцией, и, вероятно, с легочной гипертензией. Опыт авторов дает основания думать о том, что аутологичная трансплантация стволовых кроветворных клеток является безопасным методом лечения для больных с кардиальной дисфункций, и в ряде случаев приводит к регрессу кардиальной патологии при достижении ремиссии в течении системной красной волчанки.

Yvonne Loh, Yu Oyama, Laisvyde Statkute, Kathleen Quigley, Kimberly Yaung, Walter Barr, Jurate Bucha, Richard K. Prevalence and Reversibility of Cardiac Dysfunction in Systemic Lupus Erythematosus: Improved Ventricular and Valvular Function after Disease Remission Following Hematopoietic Stem Cell Transplantation/ ASH 2006, Session Type: Publication Only