Трансплантация стволовых клеток, аутоиммунные заболевания   Трансплантация стволовых клеток, аутоиммунные заболевания

АУТОЛОГИЧНАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СТВОЛОВЫХ КРОВЕТВОРНЫХ КЛЕТОК ПРИ РЕФРАКТЕРНЫХ К СТАНДАРТНОЙ ТЕРАПИИ СИСТЕМНЫХ ВАСКУЛИТАХ

Laisvyde Statkute и соавт.,
Blood, 2006 г.

В большинстве случаев системные васкулиты характеризуются агрессивным течением заболевания и высокой летальностью (более 20% в течение 5 лет) при использовании стандартной иммуносупрессивной терапии. В настоящее время разрабатываются новые стратегии лечения больных системными васкулитами, направленные на активную индукцию ремиссии с использованием высокодозной иммуносупрессивной терапии. Авторами представлены результаты лечения 4-х больных системными васкулитами с использованием немиелоаблативной аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток.

Четырем больным системными васкулитами (2 пациента с болезнью Бехчета, 1 - с болезнью Шегрена, 1 - с гранулематозом Вегенера), резистентным к стандартной терапии проведена высокодозная иммуносупрессивная терапия с трансплантацией аутологичных стволовых кроветворных клеток.
Мобилизация стволовых кроветворных клеток проводили с использованием циклофосфана в дозе 2,0 г/м2 и гранулоцитарного колониестимулирующего фактора в дозе 10 мкг/кг/день. В качестве режима кондиционирования использовали циклофосфан 200 мг/кг и антитимоцитарный глобулин в дозе 5,5 мг/кг. Средняя длительность периода наблюдения составила 28 мес. Авторами проводилась оценка токсичности терапии, выживаемости и динамики индексов активности заболевания.

После трансплантации стволовых кроветворных клеток ни у одного больного не зафиксировано значительной токсичности. У 3-х больных достигнута стойкая ремиссия в течении заболевания через 6 и 24 мес. после трансплантации стволовых кроветворных клеток. Все больные, достигшие ремиссии заболевания, не получали в дальнейшем иммуносупрессивной терапии, 2 пациента прекратили прием глюкокортикостероидов. У пациента с болезнью Бехчета и наличием HLA-B51 ремиссия достигнута не была, что потребовало дальнейшего продолжения стандартной иммуносупрессивной терапии.

Таким образом, показана эффективность и хорошая переносимость высокодозной иммуносупрессивной терапии с трансплантацией стволовых кроветворных клеток у больных системными васкулитами, резистентными к стандартной терапии.

Laisvyde Statkute, Yu. Oyama, Walter G. Barr, Jolita Satkus, Yvonne Loh, Larissa Verda, Richard K. Burt. Autologous Non-Myeloablative Hematopoietic Stem Cell Transplantation for Refractory Systemic Vasculitis. Blood, 16 November 2006, Vol. 108, No. 11, Abstract 5457.