Оценка слабости и выявление причин ее возникновения

Выбор правильного метода лечение слабости во многом зависит от степени ее выраженности и понимания причин ее возникновения. Общепринятым в международной и отечественной практике является способ определения выраженности слабости по шкале со значениями от 0 до 10. Для измерения выраженности слабости можно представить себе 10-сантиметровую линейку, на которой Вам нужно отметить одну цифру, которая лучше всего соответствует Вашему уровню слабости в настоящий момент. "0 " означает полное отсутствие слабости, "10 " - самая сильная слабость, какую можно представить.

Отмечая таким способом уровень слабости в различное время суток (например, утром и вечером), Вы можете наблюдать колебания в выраженности слабости в течение дня, изменение ее уровня после нагрузки, отдыха, приема тех или иных лекарственных препаратов и т.д. Информация об уровне слабости поможет врачу разработать программу Вашего лечения.

Для определения причины слабости необходимо исследовать все известные факторы, приводящие к ее развитию. Обычно уделяют внимание изучению следующих вопросов:

• Описание слабости: ее уровень, длительность, время появления
  • Факторы, усиливающие слабость: физическая или психоэмоциональная нагрузка, изменения погоды, другие симптомы заболевания - боль, тошнота, бессонница и т.д.
  • Факторы, уменьшающие слабость: сон, прием пищи, отдых и др.
  • Вид и стадия гематологического или онкологического заболевания в настоящий момент; описание основных симптомов заболевания
  • Предшествующее лечение; описание наблюдавшихся побочных эффектов
  • Настоящее лечение; описание имеющихся побочных эффектов
  • Наличие/отсутствие изменения веса
  • Состояние обмена веществ
  • Уровень физической активности
  • Психоэмоциональное состояние: настроение, способность к концентрации, отношения с близкими людьми и др.
  • Состояние сна
  • Состояние костно-мышечной системы
  • Состояние внутренних органов
  • Наличие других заболеваний и факторов (анемии, инфекций и др. Смотри перечень причин слабости).

Следует также отметить, что у гематологических и онкологических больных возможно усиление слабости, вызванное неправильным режимом дня, питанием, образом жизни и т.д.

Оценка слабости и поиск причин ее развития должны проводиться совместно с врачом. При выявлении факторов, которые вызывают у Вас слабость, необходимо обсудить с врачом рекомендации по их устранению.

Пациенту может быть рекомендовано ведение дневника с записями уровня слабости в течение дня (например, утром и вечером или до начала и по окончании рабочего дня). При этом также полезно делать записи о режиме нагрузок и видах отдыха, ритме питания, приеме лекарственных препаратов и других факторах, которые могут влиять на выраженность слабости.

Проанализировав изменения уровня слабости в течение определенного периода времени (недели или месяца), Вы сможете лучше спланировать режим дня, выявить факторы, неблагоприятно влияющие на слабость, и таким образом предотвратить усиление слабости. Ваш дневник также поможет врачу выбрать правильную программу лечения слабости.